«Собачье сердце, творящее чудеса»
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться22008-05-08 17:37:47
Рахим Закиров приехал в Минск из Гомельской области. Сейчас ему 16 лет и всё это время он прикован к инвалидному креслу. Самая заветная мечта в его жизни, как говорит он сам, это ходить. Кинолог подводит к Рахиму рыжую шестилетнюю боксёршу по кличке Линда, и спрашивает “Ты веришь, что собака поможет тебе, и ты будешь ходить?”. Парень гладит собаку, а затем, опираясь на неё и прикладывая неимоверные усилия, поднимается из кресла. Ему больно, потому что ноги не работают, но, опираясь на собаку, он делает шаг, а потом ещё один - это шаги к победе над болезнью…
Этот вид терапии называется “лечебная кинология”. Она помогает детям справляться со своими физическими недостатками и поверить в то, что собака им в этом поможет. Рахим занимался с Линдой всего пару раз, только в этом месяце он приехал в Реабилитационный центр. Что же, интересно, будет, если занятия продолжать далее, через год, через два?
Поделиться32008-05-08 17:38:32
Зоотерапия является сегодня перспективным направлением в воспитании и оздоровлении детей с особенностями психофизического развития. Но, к сожалению, это направление в медицине ещё не достаточно разработано. Однако специалисты Республиканского детского реабилитационного центра уже несколько лет помогают детям с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата посредством лечебной кинологии. Инициатором создания этой программы у нас стал Сергей Леонидович Ларьков, а сегодня педагоги и специалисты центра, опираясь на международный опыт Франции, Венгрии и США, разрабатывают планы занятий, которые учат детей общаться с собаками, управлять, командовать и играть с ними. Этими занятиями они стимулируют речевую и двигательную активность детей, которые проявляют самостоятельность, ответственность за воспитание и содержание животных, ну и, естественно, эти занятия просто приносят им радость и гордость за то, что они могут уверенно и полноценно управлять собакой. Два раза в неделю, по вторникам и четвергам, в центр приходят работники службы МЧС со своими лабрадорами, которые тоже участвуют в занятиях.
Чтобы продемонстрировать наглядно, как “работает” этот вид зоотерапии, 18 апреля в 13.00 в Республиканском детском реабилитационном центре по ул. Севастопольской 54 состоялась презентация проекта “Лечебная кинология – детям”. Специалисты, работающие в сфере реабилитации и адаптации детей с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата и детей инвалидов, а также несколько кинологов продемонстрировали гостям и журналистам работу центра. Ученики, работавшие всё это время с собаками, показали, чему они научились.
В актовом зале была организована небольшая спортплощадка для аджилити: в ряд поставили 5 барьеров, слалом (вертикальные разноцветные палки, которые собака обегает “змейкой”), и жёсткий тоннель.
У начала барьеров стоит кинолог Надя Кузнецова со стаффордширским терьером Роном, а с другой стороны – ребёнок (в этом случае, с нарушением слуха), который должен чётко скомандовать “Рон, ко мне!”. Если команда произносится внятно и громко, собака мчится к своему юному инструктору пулей, перепрыгивая через препятствия, и получая в конце лакомство и похвалу. Зная, что собака будет слушаться только в том случае, если их речь внятная, дети очень старались.
Так же этот пёс вместе с боксёршей Линдой проходили трассу аджилити, и в это время, кстати, ими тоже управляли дети, произнося набор сложных для глухонемого человека команд. Как объяснила инструктор-методист Лена Хромова, набор слов, которыми дети общаются с собаками, тоже подбирается не случайно: в будущем они ещё ни раз понадобятся человеку в повседневности. Это такие слова, как “дай”, “отойди”, “вниз”, “пропусти меня”.
Ребёнок управлял собакой ещё и при помощи жестов, прямо на бегу, что достаточно сложно для детей с нарушениями опорно-двигательной аппарата. Девочка с неразработанной кистью (которая практически не работает) смогла бросать собаке мяч, играть с ней в перетягивание.
Педагоги рассказали потом, что до занятий с собакой, кисть Насти не работала, не помогал ни массаж, ни упражнения. А сейчас она может этот мячик брать в руку и бросать его достаточно далеко. Результат на лицо: намного приятнее заниматься, когда весёлый и до безумия счастливый пёс ловит брошенный тобою мяч и несет его обратно.
Так же все смогли увидеть, как русский охотничий спаниель под контролем ребёнка выполнял поисковую работу: находил спрятанный предмет. При выполнении этого упражнения собаку нужно было посадить, зафиксировать в этом положении (два раза сказать “сидеть”), затем спрятать предмет, вернуться к собаке, сказать “ищи”, а затем “принеси”. А это уже сложные, длинные слова, не простое “дай”. Потом этот же спаниель показывал весёлый фокус – считал пальцы. Но чтобы собака прогавкала показанное ей количество пальцев, нужно было произнести команду “сколько?”. Таким образом, меняя и усложняя слова и задания, педагоги пытаются развить и обогатить речь своих учеников.
И последним номером, гвоздём программы стало выступление девочки из спецшколы для детей с особенностями развития слуха. Она со стаффом Роном показала программу по фристайлу. Это очень красивый вид спорта – танец с собакой. Девочка отлично управляла собакой и под весёлую музыку танцевала с этим большим псом, заставляя его кружиться вокруг своей оси, ползать, ходить на задних лапах и прыгать. Представляете, сколько команд нужно было научиться произносить глухонемому ребёнку, и какого это было танцевать, не слыша музыки?
Глядя, с каким азартом выполняет свои задания боксёрша Линда, я решила поговорить с её молодой хозяйкой Юлей Савицкой, которая работает в центре с самого начала запуска программы, и 2 года до этого занималась лечебной кинологией с детьми в интернате.
- Юля, скажите, а почему мы здесь видим таких собак, как стаффордширский терьер, бультерьер, боксёр? Это же достаточно серьёзные породы. Вам не страшно, что они так плотно общаются с детьми?
- Совсем не страшно. Все эти собаки дипломированы, но всё равно прошли ещё очень жёсткий отбор, чтобы работать здесь: их тестировали на шумовые раздражители, на грохот, на толпу, наступали им на хвосты, на лапы, падали на них. И именно эти 7 собак прошли отбор.
- А как на это реагируют родители ваших воспитанников, они не против?
- Как-то мама одного мальчика, узнав, что ребёнок занимался с собакой, испугалась. Но, придя на следующий день сюда и посмотрев на занятия, поняла, что они помогают, что дети начинают говорить, двигаться, и вообще осталась довольна. Но это единичный случай, когда кто-то был против.
Естественно, такие занятия нужны и полезны детям. Как рассказала потом в своём докладе Русакович Ирина Кузьминична, занимаясь в центре с собаками, ученики не только укрепляют своё физическое и психическое здоровье, но также изучают породы и клички собак, их части тела. Дети учатся нести ответственность за собаку (им предлагают расчесать, помыть и выгулять их), некоторые начинают дрессировать дома кошек J. Все эти интересные сведения зачитывались под мультимедийное сопровождение, в котором были представлены фотографии с занятий, публикации о лечебной кинологии в прессе и представлена программа тезисно.
Днём позже, Елена Хромова, работающая инструктором-методистом в Первомайском физкультурно-оздоровительном центре, предложила нашему сайту привлечь к лечебной кинологии собачников изо всех регионов и областей нашей страны. Дело в том, что многие дети, особенно с ДЦП, приезжают в Минск из других городов, и, позанимавшись совсем немного, возвращаются обратно к себе домой, где продолжать занятие уже не могут. Так что кинологи нашего Минского центра готовы поделиться своими знаниями с коллегами из других городов. Работая сообща, можно будет помочь не только Рахиму из Гомельской обл., Валюку Вите из Гродненской, но и ещё многим другим, нуждающимся помощи детям.
Статью подготовила специально для сайта wwwpets.by Тамара Мозоль
Поделиться52008-09-02 16:43:38
Я перечитала, что-то слезы на глаза навернулись(((